Элегантно, экспрессивно, эксцентрично

Хороший, интересный и разный театр — главное впечатление, оставленное челябинцами.

Эта осень для магнитогорских театралов стала поистине золотой — щедрой на запоминающиеся события. Пока труппа Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина была на гастролях в Ярославле, у нас гостил Челябинский государственный драматический камерный театр — один из самых известных и титулованных творческих коллективов Южного Урала.


Челябинский камерный театр, созданный в 1988 году группой актёров Челябинского ТЮЗа во главе с Евгением Фалевичем, был участником и дипломантом фестивалей «Сцена» в Челябинске, «Реальный театр» и «Коляда-plays» в Екатеринбурге, «Гостиный двор» в Оренбурге, «Золотой конёк» в Тюмени, «Царь-сказка» в Великом Новгороде и «Русская классика» в Лобне Московской области. Коллектив блистал и на нашем «Театре без границ». В 2002 году челябинцы гастролировали в Чехии.


От классики до авангарда

В репертуаре театра — спектакли весьма разноплановые, от русской и советской классики до зарубежного авангарда. Но все постановки объединяет нетривиальный подход к материалу, поиск нестандартных решений.


В 1991-м главным режиссёром Челябинского камерного стала Виктория Мещанинова — на этом посту она и по сей день. Верное служение театру, который она вывела на высочайший уровень, принесло Виктории Николаевне звание заслуженного деятеля искусств России. Три из четырёх спектаклей, представленных магнитогорской публике, поставлены ею, четвёртый — «Бах и соискатели» (16+) — создан творческим дуэтом москвичей, лауреатов Российской национальной театральной премии «Золотая маска», — режиссёром-постановщиком и хореографом Ларисой Александровой и художником-постановщиком заслуженным деятелем искусств России Сергеем Александровым. Радует, что, обладая мощным творческим потенциалом, театр не варится в собственном соку, а время от времени приглашает людей «со стороны» со свежим взглядом. К слову, Лариса и Сергей Александровы в качестве хореографа и художника-постановщика внесли свой вклад и в другие спектакли Челябинского камерного театра, с которым их связывает плодотворное сотрудничество.


Вкратце расскажу о каждой постановке, «побывавшей» в Магнитке, но раскрывать всех «фишек» не стану: в Челябинске многие из магнитогорцев бывают регулярно, и мне хотелось бы, чтобы земляки, упустившие возможность увидеть спектакли Челябинского камерного, при случае непременно сходили в этот замечательный театр.


Бобруйск, которого больше нет

«Мой внук Вениамин» (16+) по пьесе Людмилы Улицкой заявлен как «история о том, как мама женила сына». И действительно, все коллизии сюжета построены на том, что Эсфирь Львовна в стиле хрестоматийной еврейской матери стремится женить сына во что бы то ни стало — причём на той девице, которую сама же и выбрала. Во время Великой Отечественной войны немцы убили её первенца, родителей, родственников и друзей. В её родном Бобруйске не осталось почти никого и ничего из прежней жизни. Но, побывав в родных краях, она видит спасшуюся еврейскую девушку Сонечку — вот же она, будущая жена сына Лёвы!


Эсфирь Львовна, роль которой блистательно исполнила заслуженная артистка России Зульфия Акчурина-Дзюба, мечтает, что эта семья продолжит род и станет возродившимся островком того Бобруйска, который остался в её счастливом прошлом. И уже не видит грани между любовью, самопожертвованием — и деспотизмом.


Спектакль запомнился актёрским ансамблем, в который вошли Ирина Галаева, сыгравшая двоюродную сестру и во многом антагонистку главной героини Елизавету Яковлевну, и Виктория Бухарина — Сонечка, оригинальными декорациями, отсылающими к картинам Малевича и Шагала, и музыкальной группой, иллюстрирующей действие миксом из русских и еврейских мелодий — у которых, в сущности, немало общего, особенно если и те и другие сыграть в эксцентричной манере.


Что же касается грандиозных планов Эсфири Львовны — разумеется, всё идёт наперекосяк. И всё же ей удаётся вернуть себе островок счастья, который на самом деле не в безвозвратно утраченном прошлом, а в сердце каждого, кто способен искренне любить.


Казнить нельзя помиловать

«Третья голова» (16+) по пьесе Марселя Эме — история судебной ошибки с музыкой и танцами. Постановка поистине элегантная, что в комедиях положений, даже французских, встречается нечасто. Франция середины прошлого века кажется пугающе похожей на современную Россию. Джазовый музыкант Валорэн обвинён в убийстве, которого не совершал, ему выносят смертный приговор — третий в карьере прокурора Майяра, чем тот весьма горд. Алиби Валорэна может подтвердить супруга другого прокурора, но это повредит её репутации…


В водоворот событий попадают два прокурора — Дмитрий Олейников и Игорь Миногин, две прокурорские жены — Мария Беляева и Марина Гез, а также злосчастный музыкант — Пётр Артемьев создал харизматичный образ героя и так исполнил песни заслуженного артиста Украины Сергея Бабкина, что они стали изюминкой спектакля. Судя по отзывам, многих зрителей песни так «зацепили», что возникло желание снова прийти на «Третью голову» — в первую очередь чтобы услышать их. Выйдут на сцену и наёмные убийцы — великолепный актёрский дуэт Дмитрия Блинкова и Антона Ребро сделал отрицательных и, в сущности, эпизодических героев Ламбурда и Горэна любимцами публики. И, конечно, на высоте музыкальная группа — её участие в постановках Челябинского камерного театра придаёт им особый, неповторимый колорит.


Какие стороны откроются в характерах блюстителей закона, когда на карту поставлена их карьера? Удастся ли исправить судебную ошибку и спасти Валорэна? Желаю читателям попасть на спектакль «Третья голова» и узнать об этом самим.


Иоганнов много — Бах один

«Бах и соискатели» (16+) — спектакль, жанр которого создатели определяют как псевдоисторический фарс, — первая в России постановка пьесы американского драматурга и сценариста Итамара Мозеса в переводе Татьяны Тульчинской.


Пьеса основана на реальных событиях. Действие происходит в Германии в 1722 году. Скончался органист собора Святого Фомы в Лейпциге. Кому достанется вакантная должность? Городской совет объявляет конкурс. Шесть малоизвестных, но талантливых музыкантов съезжаются из разных городов. На что можно пойти ради престижной должности? Как выясняется, на многое — обман, шантаж, предательство, подкуп… К чему приведут интриги?


Для режиссёра-постановщика Ларисы Александровой «историческое событие — лишь повод поговорить о насущных вещах. Складывается ощущение, что за несколько столетий человеческая природа нисколько не поменялась: в нас бушуют всё те же страсти, побуждающие стремиться к славе и успеху, расталкивая остальных. В итоге человек вроде бы добивается своих целей, но это совсем не то, что ему на самом деле нужно».


Контрастом к происходящему звучит гениальная музыка Иоганна Себастьяна Баха, которого играет Валентина Спирева. К слову, одна из фишек постановки — в том, что каждый из героев, за исключением Баха, предстаёт в двух ипостасях — мужской и женской. Чтобы понять, зачем это нужно, придётся посмотреть спектакль. А заодно узнаете, как создать фугу. Обычно ведь слушаем полифоническую органную музыку и не задумываемся, как она «устроена», не так ли? А если у вас есть музыкальное образование, постановка будет интересна вдвойне.


Заморозки после оттепели

Советская кабаре-история с антрактом «Гнездо глухаря» (16+) построена на реалиях, до боли знакомых — особенно старшему поколению. Знаменитая пьеса Виктора Розова, гремевшая в лучших театрах страны, в интерпретации Челябинского камерного театра обрела новое звучание. Действие разворачивается в квартире ответственного работника, большого начальника Судакова — заслуженный артист России Михаил Яковлев. В нём борются честь и достоинство ветерана войны и приспособленчество, сформированное строем жизни чиновника. На пятки Судакову наступает молодое поколение бюрократов, воспитанных эпохой брежневского застоя. А тем временем вокруг кипит жизнь — отношения по любви и по расчёту, драмы и трагедии…


Пересказывать сюжет знакового произведения советской литературы 1970-х бессмысленно. Напомню лишь, что Виктор Розов — один из духовных лидеров шестидесятников, с их верой в социализм без бюрократизма и фальши. Любимые юные герои Розова, «розовские мальчики», — максималисты, противостоящие мещанству, карьеризму. Но хрущёвская оттепель миновала, пришли совсем другие времена. «Гнездо глухаря» написано в 1978 году после пятилетнего молчания драматурга. От своих любимых тем и героев Розов не отказался, но стал печальнее и жёстче.


Казалось бы, зачем в наши дни поднимать тему советского бюрократизма? Пожалуй, ответ на это дают метаморфозы, происходящие в финале с портретом Леонида Ильича, навязчиво бросавшимся в глаза на протяжении всего спектакля. Но всё по Чехову: если ружьё висит на стене, оно должно выстрелить. Замечу: Челябинский государственный драматический камерный театр своим выстрелом попал в яблочко. И это можно сказать обо всех четырёх постановках, которые посчастливилось увидеть магнитогорцам.

Источник: MagMetall.ru


Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].


Comments are disabled for this post