Король альта и его свита

Когда маэстро берёт в руки смычок, замирает сердце…

Юрий Башмет — достаточно произнести это имя, чтобы сказать главное о состоявшемся в Магнитогорске концерте. Человек-легенда, мировая знаменитость, гениальный музыкант, доказавший: альт — инструмент, который может не только аккомпанировать, но и солировать. В Магнитке Юрий Абрамович и возглавляемый им коллектив виртуозов «Солисты Москвы» побывали во второй раз, но впервые — в рамках уникального события в культурной жизни региона.


При поддержке губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и областного министерства культуры состоялся первый международный фестиваль Юрия Башмета на Южном Урале. Надо сказать, что в России под именем Башмета проходит немало культурных форумов, но маэстро ставит задачу не возить один и тот же творческий продукт по стране, а каждый раз предлагать публике нечто особенное. Важно, чтобы у каждого фестиваля сформировался собственный облик. Южноуральцы могут быть уверены: у их фестиваля есть своё лицо. Убедительное подтверждение тому — исполнение редких произведений. Так, впервые в Магнитогорске прозвучали «Картины с Востока» Роберта Шумана в авторской версии для струнного оркестра и «Пять отражений на тему 24-го Каприса Паганини» Кузьмы Бодрова. Ценители высокого музыкального искусства наградили бурными овациями скрипичные соло Андрея Поскробко, Михаила Ашурова, Арины Шевляковой, Ольги Колгатиной, Кирилла Кравцова — каждому была предоставлена возможность блеснуть мастерством.


— Кузьма Бодров — талантливый современный композитор, который написал для меня альтовый концерт, а также красивую музыку к спектаклю «Маленький принц». «Пять отражений на тему 24-го Каприса» он сочинил специально для одного из фестивалей с нашим участием, — рассказал Юрий Башмет на послеконцертной пресс-конференции.


Кроме того, прозвучали адажио си минор сочинение 115 для альта и струнных Иоганнеса Брамса и симфония соль мажор для струнных Франца Шуберта в переложении струнного квартета № 15 В. Киссина. Эти произведения также можно отнести к числу редко исполняемых. Сам маэстро после солирования на альте приступил к дирижированию — и это было не менее гениально, чем его виртуозная игра.


Пожалуй, самым мощным впечатлением от поистине божественной музыки в исполнении великого Башмета и его виртуозов стал «Венецианский карнавал» для домры и струнных. Партия домры была блестяще представлена Екатериной Мочаловой, давно и плодотворно сотрудничающей с «Солистами Москвы». Шедевр Никколо Паганини великолепно передаёт удивительную атмосферу Венеции, её старинных улочек и знаменитых каналов, мелодичные песни её гондольеров и настроение венецианцев во время карнавала.


Слушая «Солистов Москвы», нипочём не догадаешься, насколько плотен их гастрольный график. Директор Магнитогорского концертного объединения Роман Синицких рассказал, что у музыкантов практически не было времени на передышку, а условия переездов были спартанскими. Для сравнения Роман Анатольевич упомянул о гастрольном графике недавно приезжавшего к нам Московского государственного симфонического оркестра под управлением Павла Когана, где хотя бы один день у оркестрантов был свободным от выступлений.


Знаменитый струнный ансамбль «Солисты Москвы» и его художественный руководитель Юрий Башмет прибыли в Магнитогорск из Челябинска, — можно сказать, с корабля на бал.


Чтобы у горожан не возникало вопроса, почему один-единственный концерт назвали фестивалем, поясню: в других городах была более развёрнутая программа. К сожалению, к нам не смог приехать Константин Хабенский, говорят, что-то не срослось с графиком, а вот челябинцам повезло больше. Для «Солистов Москвы» привычно работать в содружестве с выдающимися драматическими актёрами — так рождается сплав классической музыки и художественного слова. Константин Хабенский в Челябинске прочёл отрывки пьесы Альбера Камю «Калигула» в оригинальном переводе Дмитрия Быкова, а музыканты исполнили популярную сюиту Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».


Челябинцам довелось услышать и дочь Юрия Башмета Ксению. Талантливая пианистка, лауреат международных конкурсов, она не часто получает возможность выступить вместе с отцом в российской глубинке — в столице у неё подрастают двое детей. Но магнитогорцам не стоит считать себя обделёнными — ведь им, как и челябинцам, была представлена поистине уникальная концертная программа.


На пресс-конференции была заметна усталость Юрия Башмета после выступления — ещё бы, музыканты выложились по полной. Но когда заходила речь о музыке, Юрий Абрамович говорил оживлённо и экспрессивно:


— Кто из ваших зрителей слышал Шумана в оркестровой версии? Думаю, никто. Квартет Шуберта вообще мало кто так играет, как наши музыканты, несмотря на наличие виртуозных камерных оркестров.  Чтобы исполнители с утра до ночи разучивали партитуру в течение месяца — на Западе этого не позволят профсоюзы… Даже позднее произведение Брамса, сыгранное мною на альте, думаю, для ваших слушателей прозвучало впервые. Могу сказать, что программа для магнитогорского и челябинского концертов определённо отличается смелостью.


Юрий Башмет, умеющий потрясти до глубины души самых требовательных и придирчивых меломанов, многое делает и для того, чтобы заразить любовью к классике неискушённую публику. «Солисты Москвы» могут за вечер сыграть шесть бранденбургских концертов Баха — это поистине мощно, вершина профессионализма. И в то же время они создают синтетическое искусство — на стыке музыки, живописи, литературы, кинематографа, театра… Маэстро и его коллектив сотрудничают не только с Константином Хабенским, но и с другими яркими актёрами, например, Михаил Пореченков блистательно читает поэму Владимира Маяковского «Облако в штанах», а Евгений Миронов — письма Ван Гога.


Юрий Башмет с воодушевлением говорит о новом жанре — фьюжн:


— Синтез искусств мне близок с далёкой юности. Я ведь тогда играл на гитаре, это было время «Битлз», а всё, что талантливо, меня сразу привлекает. Так вот, если первый раз человек приходит на оперу, он получает точный шедевр — оригинальный текст, лучшие арии. Что-то приходится выбрасывать, но вместо речитативов оригинальный текст читают прекрасные драматические актёры. И всё становится на свои места.


В репертуаре «Солистов Москвы» — «адаптированные» «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Кармен»…


Разговор с прессой после концерта происходит прямо на сцене Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе. Вдруг маэстро бросает взгляд на пол:


— О, у вас есть круг? — восклицает он. — Мы могли бы когда-нибудь привезти к вам спектакль «Маленький принц»!


Ещё один город, охваченный первым международным фестивалем Юрия Башмета на Южном Урале, — Снежинск. Там не только состоялся концерт, но и ведётся работа с юными дарованиями — открыта образовательная академия. Это значит, что в течение сезона будут проводить мастер-классы московские профессора, впоследствии к ним могут присоединиться и зарубежные коллеги Юрия Башмета. Конечно, Магнитка хотела бы также быть включённой в такую программу.


Говоря о планах на следующий год, Юрий Башмет пообещал большое разнообразие инструментов и жанров — на фестивале зазвучат джаз и народная музыка. Например, можно привлечь к сотрудничеству двух китаянок, мастерски играющих на народном инструменте пипа — нечто вроде лютни с длинным грифом.


Художественный руководитель Магнитогорской капеллы имени Семёна Эйдинова Надежда Иванова предложила на будущем фестивале обратить внимание на редко исполняемые произведения Джованни Перголези. Начальник управления культуры городской администрации Татьяна Данилова и директор концертного объединения Роман Синицких поговорили с Юрием Башметом о будущих совместных проектах — как гастрольных, так и образовательных.


После концерта и разговора с маэстро остались приятное послевкусие и надежда на будущие встречи с прекрасным.

Источник: MagMetall.ru


Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].


Comments are disabled for this post