Кипрские женщины: история и стереотипы

Остров Афродиты Кипр на протяжении веков имел славу особого места, где властвует любовь и желание. Связано это было не столько с фактами, сколько с образом, который сформировался в сознании европейцев благодаря тому, что здесь издревле почиталась богиня любви. Кипр с древних времен воспринимался как место роскошной жизни и свободного сексуального поведения.

Лекция Риты Севери, президента Costas&Rita Severis Foundation, прошедшая недавно в Никосии, была посвящена образу Кипра в литературных памятниках разных эпох. Лекция называлась «Недобросовестные мужчины и сладострастные женщины: составляющие кипрской сексуальности в трудах путешественников на Кипр». В своем докладе она привела различные цитаты из большого объема источников.

По словам Риты Севери, культ Афродиты был особенно распространен в древности, особенно в святилищах Старого Пафоса (совр. Куклья) и Амафунта, а также в районе мыса ап. Андрея, где почиталась Афродита Акрея. Геродот свидетельствует, что в этих местах существовал институт «культовой проституции», который пришел на остров из Вавилона. Вот что пишет «отец истории»: «… Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна приходить в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. <…> Женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!». Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти считались священными. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. Отдав священный долг богине, она уходит. Красавицы и статные девушки быстро покидают святилище, а иным приходится долго, иногда по три-четыре года ждать, чтобы исполнить обряд. Подобный этому обычай существует также в некоторых местах на Кипре».

В трагедии «Вакханки» Еврипид описывает Кипр следующими словами: «Зовет сердце Киприйский брег: / Там царит Афродита; / <…> Хариты живут там, летает Желанье, / И для оргий вакханкам – свобода» (пер. И. Анненского).

По словам Севери, многие образованные путешественники, которые хорошо знали и Геродота и Еврипида, формировали свои представления об острове на основе прочитанного в книгах. Поэтому они очень часто становились носителями необоснованных фантазий об экзотическом месте, где процветает священная проституция.

Этот образ Кипра и киприотов поддерживался в трудах первых средневековых путешественников, которые очень часто принимали желаемое за действительное. Севери упоминает Людольфа фон Сухема, священника из Вестфалии, который во время своего посещения Пафоса в 1341 году написал: «Земля Кипра, когда на ней спит человек, сама по себе провоцирует в нем страстное желание». А святая Бригитта Шведская, посетившая Кипр в 1372 году, по пути в Святую Землю, испытала откровение, в котором ей было сообщено, что «эта земля — Гоморра, пылающая огнем роскоши, невоздержности и блуда. Поэтому ее здания рухнут, она будет разрушена и заброшена».

Севери отметила, что в османский период кипрские женщины почти никогда не закрывали лица и редко покрывали головы, что могло восприниматься как нарушение религиозной морали. Их одежда была неприличной и откровенной даже с точки зрения европейских путешественников, которые отказывались учитывать климатические условия острова, создававшие необходимость в более легком наряде. Прусский путешественник Иоганн Брамсен в 1814 году отмечал, что киприотки «прикрывают грудь настолько мало, что это невыносимо для глаз европейца».

Впрочем, не все европейцы были настолько возмущены кажущейся непорядочностью кипрских женщин. Очень многие разочаровывались тем, что они видели, называя киприоток «непривлекательными» и «слишком полными» и отказываясь от мифов о Кипре как о месте сексуальной вседозволенности. Севери процитировала Александра Драммонда, британского консула в Алеппо и на Кипре периода Османского владычества, который писал, что «мужчины здесь хуже зверей, а женщины более некрасивы, чем позволяет представить фантазия». По европейским стандартам красоты и моды, кипрские женщины не считались красавицами, а мужчины слыли ленивыми и невежественными. Однако путешественники не обратили внимание на то, что кипрские женщины были бедны и в большинстве своем занимались физическим трудом, проводя целые дни на солнце.

   

Фото из коллекции Риты и Костаса Северисов. Источник cyprus-mail.com

В то время девочек из бедных деревень часто определяли помощницами в состоятельные городские семьи. Там они часто оказывались в сексуальном рабстве не только у хозяина, но и у его сыновей, рассказала Рита Севери. Если они отказывались выполнять все пожелания своих работодателей, то нередко оказывались на улице.

Несмотря на то, что связь Кипра с Афродитой оказывается не более чем мифологемой, современные туристические агентства очень часто продолжают обращаться к этому древнему клише ради привлечения клиентов, заключает докладчица.

    

 

Источник: Вестник Кипра


Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].


Comments are disabled for this post