Америкой правят гольфисты, а большевики — масоны

Масонство появилось в XVIII веке как сеть тайных обществ. Сами члены этого движения предпочитают называть его эзотерическим. То есть таким, секреты которого открываются только посвященным. Историки ведут происхождение масонов от позднесредневековых гильдий каменщиков. Собственно, «масон», «франкмасон» и переводятся как «каменщик», «вольный каменщик».

Некоторые исследователи считают, что все началось с рыцарей храма Соломона — тамплиеров или розенкрейцеров — Ордена золотого и розового креста. Есть и другие, более «древние» и красочные версии. «Одни легенды повествуют о тамплиерах Жака де Моле (великого магистра ордена, сожженного при французском короле Филиппе IV), другие — о Древнем Египте, третьи — о Соломоне, согласно иным — надо говорить и вовсе об Адаме», — рассказывает религиовед Дмитрий Педенко. Он подчеркивает: «Тут важно понять, что разные легенды позволяют осмыслить сущность масонства с разных точек зрения, каждый раз открывая что-то новое. Однако сами масоны отдают себе отчет в том, что эти истории в той или иной мере мифологичны».

Сегодняшнее франкмасонство не является религией — по крайней мере, так говорят его последователи. Это всего лишь учение, как формулируют сами «каменщики», «данное в аллегориях и иллюстрированное символами». Об этих самых масонских символах благодаря популярной литературе знают все. К примеру, это вписанный в треугольник глаз, циркуль, молоток, отвес, пчелиный улей, гранат, луна и звезды. Встретить такие знаки можно везде: на зданиях, документах и деньгах.

«Всевидящее око» — глаз в треугольнике, например, напечатан на американском долларе. Для сторонников теории масонского заговора это служит лишним доказательством того, что «вольные каменщики» правят миром с помощью финансов. Но тот же самый символ есть и на Александрийском столпе, и над входом в Казанский собор в Санкт-Петербурге. В христианстве он означает Божий глаз Святой Троицы.

Масонские знаки есть и на зданиях в Москве — скажем, на здании Музея современной истории России (бывшего Музея революции и Английского клуба). Но дело в том, что «каменщики» заимствовали многие символы из других учений и религий. Поэтому «тайные послания» от франкмасонов можно увидеть буквально везде — были бы желание и фантазия.

Масоны сами стремятся поддерживать некоторые мифы о себе, чтобы привлекать новых сторонников, объясняет доктор исторических наук, профессор Университета имени Герцена Юрий Кондаков. «Хотя организация не преследует ни социальных, ни политических целей. Главное в масонстве — самосовершенствование. Но это требует не только моральных усилий, но и вложения финансовых средств, поэтому в ложах состоят преимущественно состоятельные люди», — объясняет историк.

«Современные масоны говорят: движение дает каждому человеку то, что он сможет в нем найти. Кто-то приходит в ложи, надеясь исправить собственные недостатки, кто-то ради дружеского общения, другие искренне считают, что им помогут сделать карьеру, или верят, что войдут в состав мирового тайного правительства. А есть и те, для кого важна религиозная, мистическая составляющая. Ведь масонство — это в значительной степени ритуал», — подчеркивает Кондаков.

По словам историка, элементом масонской пропаганды является и утверждение, что многие яркие люди в прошлом состояли в ложах. «В XVIII-XIX веках масонство было модой в среде русской аристократии. Но многие участники движения, вступившие в него в силу стадного чувства, не смогли приобщиться к эзотерической составляющей. Например, «наше все» Александр Сергеевич Пушкин масоном был, но не дольше года. Он не смог подняться выше первой степени «ученик», — отмечает Кондаков. Поэтому, считает он, в каждом конкретном случае надо разбираться, какое отношение тот или иной человек имел к масонству. Ведь кто-то становился постоянным участником собраний, а для кого-то это было эпизодическое увлечение, дань моде.

«Тайны» масонов были подробно описаны в романе «Война и мир» Толстого, напоминает историк: «Разоблачающие публикации о скрытой от непосвященных жизни „каменщиков“ появляются с XVIII века. Жанр это не новый».

Миф о том, что членство в ложе позволит тайно управлять миром, пришел из прошлого. «В XVIII веке ситуация была другая, это было сословное общество. Тогда в одной ложе простой человек мог встретиться с людьми из „другого мира“, например с высокопоставленными чиновниками, с коронованной особой. А это ведь братское сообщество — разговаривать на „ты“ с членом правящей фамилии как минимум приятно», — поясняет Кондаков.

Государству и сейчас известно все о масонских ложах, и ранее оно было осведомлено об этих «тайных организациях». «Они всегда старались получить одобрение властей, ранее даже вводили в состав ложи полицейских чинов. А сейчас ложа регистрируется как общественная организация, соответственно, власти прекрасно знают о ее деятельности. Скрывается только то, что непосредственно относится к ритуалу. Непосвященных могут приглашать на так называемые белые собрания, чтобы те могли познакомиться с масонами», — объясняет Кондаков.

В других странах — во Франции, Великобритании, Соединенных Штатах — масоны насчитывают в своих рядах десятки тысяч членов. Ложи, подобно любым другим клубам, выкладывают на своих сайтах фото событий. Перед зданиями, где проходят заседания, вывешиваются списки членов «тайного» общества.

Существует целый ряд парамасонских организаций, которые основаны по образцу масонских лож — с посвящением, паролями, но никакого отношения к масонству не имеющие. И никаких связей с масонами у них нет. «Вспоминается еще один популярный миф: „масоны устроили Февральскую революцию“, — говорит Кондаков. — Действительно, либералы-заговорщики для прикрытия своей деятельности организовали сообщество „Великий Восток народов России“, но никакого масонского признания или законного разрешения на работу они не получили. Когда эти самочинные масоны бежали от последствий Февральской революции за границу, европейские масоны их не признали, им пришлось проходить посвящение снова».

Исторически масонство было одним из способов консолидации различных групп элит. Но не основным, конечно, а вспомогательным. Проще говоря, это был один из способов идентификации «своих». Но таких инструментов в разные периоды времени и в разных странах было великое множество. Такова, например, игра в гольф в Англии и США. Это очень ритуализированное увлечение, требующее не только определенной сноровки, но и изрядного количества денег. Далеко не все могут позволить себе играть в гольф. И если человек выходит на поле, это своеобразный сигнал, указывающий на его социальный статус. Но наивно было бы полагать, что Соединенными Штатами правят гольфисты.

Антон Лисицын


Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected]


Comments are disabled for this post