Кино про инопланетных тварей: тише едешь — живее будешь

Все бывшие советские люди, смотревшие «Семнадцать мгновений весны», знают: рожать во враждебном окружении опасно — могут разоблачить. Так что наш человек смотрит американский ужастик с беременной главной героиней, снисходительно ухмыляясь — знаем, дескать, к чему вы клоните.

Персонажам «Тихого места», как и Штирлицу с радисткой, приходится вести себя предельно осторожно и осмотрительно: тут тоже кругом враги. Эти сразу сожрут, без лишних разговоров. Потому что инопланетяне и человеческого языка не понимают.

Главная фишка триллера Джона Красински (режиссер и актер сериала «Офис», игравший в «Земле обетованной» Гаса Ван Сента, «13 часах» Майкла Бэя) — в вынесенной в название тишине. Женщины, как известно, любят ушами. Монстры из фильма Красински ушами охотятся. А значит, единственный способ не попасть к ним на зуб — помалкивать.

Для обитателей постапокалиптической, захваченной пришельцами Земли это — условие выживания. Разговор, звук шагов, стук ложек или кубиков настольной игры — все это может привлечь злобных чудищ. Поэтому тем, кто пережил инопланетное вторжение, приходится общаться языком жестов, ходить босиком по специально посыпанным песком дорожкам, а кубики бросать на мягкий коврик. Продуманный быт семейства, спрятавшегося в сельской глуши и вынужденного существовать в полной тишине, — одно из главных достоинств этого минималистичного ужастика. Красински берет не размахом и уж точно не шумом — а атмосферой и деталями.



По сути «Тихое место» — про семейные ценности. Борьбу за выживание здесь ведет сплоченная ячейка общества: папа (Красински), мама (Блант), дочка (Симмондс, немая и на экране, и в жизни) и сынишка (Джуп). Был еще один мальчик (Вудворд), но слишком шумел. Впрочем, семейство ожидает пополнения — и с этим связана главная интрига. Радистка Кэт, как мы помним, выдала себя, закричав в решительный момент «Мамочка!» по—рязански. И не факт, что американка, даже в исполнении такой крутой дамы, как Эмили Блант, окажется крепче русской женщины…

При желании это кино можно трактовать как гимн традиционным ценностям в эпоху, когда мир катится в тартарары: если человечество гибнет, последняя надежда — на крепкую семью. Месседж совсем не в духе нынешнего либерального Голливуда, но по крайней мере последовательный. Вот только он тут не столько прочитывается, сколько домысливается: на социальное высказывание «Тихое место» явно не тянет, оставаясь в своей жанровой нише. Причем оно кажется «недовинченным» еще и просто как триллер. «Место» способно поначалу заинтриговать, но в итоге не преподносит особенных сюрпризов. Интересно закрутить сюжет — в лучшем случае полдела, ты изволь интересно и небанально его завершить.

«Что всем этим хотел сказать автор?» — ответить на данный школьный вопрос, как обычно, непросто. Правда, если ничего не хотел, у него есть оправдание. Ведь любые разговоры в фильме ведут к немедленной насильственной смерти.

Алексей ЕВДОКИМОВ.




Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected]


Comments are disabled for this post