Отец Иоанн: «Не лишайте себя радости материнства!»

Имя — это судьба

Такая, к примеру, как у отца Иоанна (Драванта) из Свято-Троице-Задвинского храма, где я уже 30 лет прихожанка. У него с матушкой Иулианией (Юлией в миру) «классическая» семья, когда в ней «семь я»: родители и пятеро детей.

Когда мы договаривались с семьей батюшки о встрече в церкви Вознесения (латышский православный приход), на которую благословил митрополит Рижский и всея Латвии Александр, отец Иоанн страшно смущался и переживал. Просто человек он очень ответственный и глубокий и не поклонник публичности. Знаю его много лет, а он все такой же тонкий, стройный, красивый и невероятно молодо выглядящий. Под стать и красавица матушка.

А между тем их старшей дочке Иоанне уже 23 года, она учится на третьем курсе Университета им. Страдыня на отделении акушерства и гинекологии.

Вот они сидят передо мной все четверо (пятая девочка не смогла прийти — работала) — ясноглазые, со светлыми, красивыми лицами, живые и веселые, но в то же время скромного поведения.

Самая младшая, Патрикия, — вылитый отец! — учится в 5-м классе, ей 11 лет, Герман — в 8-м классе, 19-летний Даниил — студент факультета бизнес-администрирования и руководства предпринимательством ЛУ.

Средняя дочка, Эмилия, которой на этот раз с нами не было, учится в 12-м классе и подрабатывает помощником кондитера. Но хочет стать врачом или ветеринаром, поэтому самостоятельно перешла из Английской гимназии в Агенскалнскую, поскольку там биологию и химию преподают лучше. Чтобы шансов при поступлении в вуз было больше. Девочки семьи поют в школьном хоре, а Эмилия и Патрикия играют в волейбол. Мама считает, что это командный вид спорта и дочкам полезно учиться быть в команде.



Источник: vesti.lv

— А старшую девочку вы назвали по имени папы?

Матушка Юлия: — Не совсем. Назвали так, потому что она родилась после 7 июля, дня Рождества Иоанна Крестителя. А 8 июля, в День святых Петра и Февронии, в праздник семьи, любви и верности, который отмечает православная церковь, празднуется еще и память Иоанны—мироносицы. Я как раз прочитала ее житие. Она была женой царедворца Хузы, придворной дамой. Именно она выкупила честную главу святого Иоанна Крестителя у Ирода, похоронив на своих угодьях. Господь исцелил ее сына, а она все оставила и пошла за Христом…

Когда я ждала каждого из детей, читала жития святых, листала святцы с именами и уже заранее выбирала имя каждому ребенку. Всегда обращала внимание на значение имени. К примеру, Иоанна означает «благодать Божия». Каждый раз, произнося имя ребенка, ты его как будто бы благословляешь: «благодать Божия, благодать Божия…»

Эмилия означает «милая», «приятная». Даниил — «Бог мой судья», древнееврейское имя. Герман — имя из Германии, сын назван в честь дедушки Германа — мама моя настояла, но и, конечно, в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

В первую очередь во имя святых называем, а уже потом по имени родных. А младшая Патрикия — единственная в Латвии, имя которой пишется через букву «к». Нам сказали — буква «к» в имени — это ведь так некрасиво! Давайте пусть будет Патриция или Патрисия. Но мы настояли. В греческой транскрипции это имя означает «дочь благородных родителей».

Когда я читала о святом Данииле Московском, меня заинтересовало то, что он, будучи младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского, для того чтобы не участвовать в междоусобной брани с братьями, выбрал самое бедное на тот момент княжество для своего престола — Московское. И Господь его прославил настолько, что Москва стала столицей Руси, а сам он принял монашество — уже на смертном одре, как многие князья в то время.

Я так была впечатлена, что он такой миротворец — подумала, что от небесного покровителя очень многое достается тому, кто носит его имя.

Пост для «малой церкви»

— Прошел Рождественский пост. Как вы поначалу объясняли малышам, что это такое и как его соблюдать?

Юлия: — Мальчики у нас особенно усердные постники. Даже если в пост ставишь перед ними стакан молока, отказываются. Девочки иной раз просят послабления… В школе, где кормят учеников до 12-го класса, мы разрешали им кушать все, что дают. Но они говорили: мы, мол, гречку или картошку поели, больше ничего.

Даниил: — Сколько себя помню, нас с детства приучали к посту. Конечно, никого не изнуряли. Оглашали правила поста, а ты дальше уже сам смотрел, по своим возможностям — сколько ты мог, так и постился. Помню один случай перед Рождеством, когда до первой звезды надо было строго поститься. Тогда папа нам впервые рассказал, как святые постники выдерживали это время, и мы тоже решили, что попробуем. Но это было так трудно, и до первой звезды мы не дотянули — съели что-то с братом…

Иоанна: — Бывало, поедим мы овощи с постным маслом, а папа приходит домой и говорит: «Так сегодня же нельзя постное масло!». Конечно, это он говорил правило из монастырского устава, на самом деле нам, мирянам, можно, просто он имел в виду, что можно еще СТРОЖЕ пост держать.

Патрикия: — Я пост соблюдаю как могу, но в школе не так часто бывает постная еда…

Даниил: — Папа всегда приводил в пример святых, подвижников, как они постились. Мол, пост, который мы соблюдаем, далек до того, какой он у святых. Чтобы мы не думали, что мы — «герои», задавал нам высокую планку.

Иоанна: — Сейчас ученые пришли к выводу, что периоды без мяса и молочных продуктов очень полезны для организма. Поэтому спасибо родителям, что приучили нас к здоровому питанию. Правда, когда ешь белый хлеб, варенье и картошку — это не очень полезно… Да и готовить больше нужно в пост.

Юлия: — У нас Иоанна прекрасно готовит — рагу, протертые супы, торты — и все делает с очень вкусными приправами, старается здоровую пищу делать, где мало сахара и соли.

Иоанна: — Когда после поста разговляемся за столом, и сыр, и творожные сырочки, и рыба с мясом, — все это кажется невероятно вкусным.

Юлия: — А еще у нас есть семейный обычай — вкладывать в декоративные носочки, которые висят у кроватей детей, во время поста какую-нибудь маленькую сладость. У нас даже бывает, что родители забывают купить пять конфеток или маленьких шоколадок, так сами дети становятся друг для друга Дедами Морозами, сами покупают братьям-сестрам гостинцы.

Потому что говорят, что черный шоколад необходим школьникам и студентам. Говорят, нет понятия «постный» шоколад, но ведь черный шоколад, в общем-то, постный.

Иоанна: — Даже некрасиво, если ты приходишь куда-то в гости и напрягаешь хозяев, чтобы они искали тебе постное. Гораздо порядочнее есть то, что предлагают в чужом доме, не капризничать.

И рядом, и вместе

— Папа — священник. Что это для вас означает?

Даниил, Герман: — Когда мы только стали себя осознавать, поняли, что папа у нас — священник.

Иоанна: — Для нас это было просто как-то, понятно и естественно. А когда другим рассказывала, люди удивлялись, расспрашивали, что и как. И когда узнавали, что латыш и православный батюшка, интерес удваивался. Да, то, что наш папа священник, изменило его жизнь, но это был его выбор, а не мой.

— Как вы отмечаете православные праздники?

Герман: — Особо наши семейные традиции в этом смысле не отличаются от традиций других православных семей. Конечно, первое дело — пойти в церковь, помолиться; если есть возможность, причаститься. Проводить в праздники время с семьей — это тоже добрый обычай.

Юлия: — Когда наши детки еще были в планах наших и Божьих, мы с батюшкой договорились, что кто-то должен быть все время дома. Он тогда учился в Рижской духовной семинарии, потом окончил Христианскую академию, написал магистерскую работу и сейчас преподает в семинарии.

Ему вечно некогда, служит на четырех приходах: в церкви Вознесения, где он настоятель, в Свято-Троице-Задвинской, ведет службы на латышском для семинаристов в храме Всех Святых и еще служит в церкви в Нитауре.

То, что я осталась дома, это был наш выбор. И детей мы не отдавали в детские сады по этой же причине. Помню, как мы с братом общались мало, потому что он — в детсаду, а я в школе.

Домашний психолог

На примере нашей семьи вижу, насколько наш труд принес добрые плоды в наших детях. Когда сижу в другой комнате и слышу, как они общаются друг с другом — эмоционально, громко, смеются, — сердце радуется. То, что мы до школы не отдавали ребят в детские сады, сыграло свою важную роль. Однажды Иоанна захотела пойти в детсад. А там, конечно, отмечали и Микели, и Хеллоуин — так ребенок через полгода сказал: «Все, забирайте меня, не хочу больше ходить!». Никто не рвался из семьи. Даже когда сына хотели отдать в школу раньше на полгода, он возмутился: «А когда я буду играть?».

И я, конечно, благодарна Богу и судьбе за моих детей — это лучшее, что со мной случилось в этой жизни.

Чтобы лучше воспитывать детей, я решила получить для себя образование в Рижской академии педагогики и управления образованием (RPIVA). Пять с половиной лет изучала возрастную психологию на очном отделении. Поэтому у наших ребят не было трудностей переходного периода. Как говорят: «Родители, не раздражайте своих детей!». В то время, когда в организме подростка гормональные бури, когда все перестраивается, ребенку нужно помочь пережить этот трудный период, а не давить своими правилами и установками, словами «уважай, чти, цыц!». Этого всего у нас не было.

Пока я училась, у нас была няня — замечательная Мария Федоровна, прихожанка нашего Свято-Троице-Задвинского храма. Маленькая, седенькая такая, похожая на Арину Родионовну. Идеальная няня для малышей — агукала с ними, сказки читала, учила носки штопать. Она стала просто членом нашей семьи.

«Мы держались за руки…»

— А как вы, матушка, познакомились с будущим отцом Иоанном?

— Ему было тогда 18 лет, а мне 15. И четыре года мы ходили, держась за руки, беседовали о мире, о Боге, о душе человеческой, о наших идеалах, о том, как у нас все будет. А когда мне исполнилось 19, он сделал мне предложение. Все было гладко, как по нотам.

Я родом из Кемеровской области, города Междуреченска. Туда были сосланы наши бабушка и дедушка из средней полосы России как раскулаченные.

Моей маме очень понравилось в Риге, когда она в студенческие времена здесь гостила. И поэтому они с папой решили ехать сюда. Мне тогда было 10 лет. Мы с братом очень быстро здесь освоились, выучили латышский.

А отец Иоанн — настоящий крестьянский сын, родом из Пиебалги, из многодетной семьи, где выросло пятеро детей. И его мама, конечно, великая подвижница — не только воспитала пятерых, но и всю жизнь работала на почте, которая располагалась в том же доме, где они жили. Говорит, оставляла старшую дочь за главную, закрывала дверь и полдня была «пастниецей». Плюс в 5–6 часов нужно было вставать, чтобы доить коров. Но их стало больше, конечно, когда дети уже выросли. Сегодня у них огромная ферма, до 40 коров, плюс телята.

Наши дети очень любят бывать в деревне, любят бабушку и дедушку и активно помогают им в сельских работах. Батюшка не случайно таким вырос — у него были прекрасные родители.

— Вы все помогаете друг другу?

Иоанна: — Помогаем, конечно. Иной раз ты устал, нет сил или настроения, но, когда брат или сестра тебя попросят помочь, скрепишь себя и помогаешь. Не все идеально, конечно.

Юлия: — Когда родился Даниил, Иоанне было 3,5 года. Я считала ее уже взрослым человеком. Говорила ей: «Иоанна, погремушку! Иоанна, соску! Качай ребенка!». И она стояла и качала брата. Я в это время топила печи, чистила снег — мы живем в доме 1937 года постройки в Задвинье. Сейчас всем этим занимаются мальчики. Весной все вместе вскапываем землю, косим траву, летом и осенью собираем ягоды и яблоки.

Дед-кашевар

Мы отошли от консервирования, потому что в компоты нужно класть много сахара, чтобы они стояли, а погреб у нас не очень холодный. И мы стали овощи, фрукты и ягоды замораживать. Даже петрушку и укроп, мяту. Купили огромный морозильник и спустили в погреб. Зимой достаешь свежие ягоды и варишь на всех огромную кастрюлю компота.

— Кроме Иоанны и вас, кто готовит на всю большую семью?

— Чаще наш дедушка Владимир, 84 лет, второй муж мамы, который меня вырастил. Он говорит, что смысл его жизни — выкормить нас. И он ходит в магазин с тележкой, иной раз по три раза — говорит, что ему нужно двигаться, хоть он хрупкий человек и довольно немощный. Пенсию он распределяет так, чтобы на нее нас кормить.

Как хорошо, что с нами живет дедушка! Дети научились уважать старших, они видят его немощи, понимают, что нужно смириться, если дед ворчит. А он и готовить любит по—старому, жирненько. Иоанна с ним иной раз спорит по поводу здорового питания и сама становится к плите. Так что от готовки я освобождена.

Иоанна: — Мама очень вкусно готовит. Но на самом деле постоянно кашеварить на всех очень трудно. А потом убирать за всеми. Это работа на весь день. Так что если ты идешь на кухню работать с утра — остаешься там на сутки. Если я беру кухню на себя, то уже, кроме этого, больше ничего в этот день сделать невозможно.

Юлия: — Хочу передать всем женщинам, чтобы они не боялись рожать детей. Потому что Бог ребенка никогда не оставит. И силы будут воспитать ребенка. Часто женщины в возрасте жалеют, что не родили в свое время больше детей. Не лишайте себя этой радости и этого благословения!

Мы начинали с батюшкой как бедные студенты. Но всегда находилось что покушать, и одежду детскую отдавали добрые люди. А мы никогда не чурались ее взять. У нас с подругой были «переходные» младенческие чемоданы, которые мы передавали, когда у кого—то из нас рождался ребенок. И до сих пор созваниваемся: какой размер ноги у твоего? У моего нога выросла, я тебе высылаю. Так детей и растили.

— Может, кто-то из мальчиков тоже пойдет в священство?

Юлия: — Так они с детства играли в священников! Надевали белую маечку, потом черную, брали в руки крест и маленькую кадильницу — папа разрешал, и был приход у них. В 2–3 года покрестили и повенчали всех Барби.

Мы никакие не герои. На приходе в Троице-Задвинской церкви есть женщина, у которой 9 детей и один приемный. И она еще работает! Не представляю, как это возможно. Удивительный человек!

Батюшка читал нашим детям из «Житий святых» о страшных казнях, когда кожу сдирали с живых людей. Я пугалась, как же дети это воспринимают? Оказывается, все правильно воспринимают!

Старались детям читать кусочки из святоотеческих писаний — святителя Феофана Затворника, святого Иоанна Кронштадтского. Это драгоценнейшая информация для каждого человека.

Телевизор у нас только для того, чтобы смотреть старые советские мультики, на которых дети выросли. Сейчас смотрим канал «Детский мир». У меня Иоанна спрашивает: интересно, на чем я буду воспитывать своих детей? И сама отвечает: наверное, на том же. Потому что противопоставить этому нечего.

— А ведь дома священник ходит в простой домашней одежде, не в рясе…

— Почему? Батюшка надевает рясу утром и вечером для общей молитвы. Правда, встать утром ребятам в 5–6 утра трудновато, потому что все в разное время уходят на учебу, работу. А вот на вечернюю молитву собираются все вместе.

Богом данные ценности

— Отец Иоанн, в свои 18 лет вы думали о такой многодетной семье?

— Когда сам рос в многодетной семье, много не задумываешься о будущем устройстве собственной — такой же «семейной моделью» мыслишь. И семья, и дети — это Богом данные человеческие ценности. И как-то искажать или ломать этот установленный порядок неправильно.

А в православии есть особое понимание семьи не только как кратковременного земного пребывания вместе, но и приготовления к Вечности. В семье ведь человек рождается и растет для того, чтобы приготовиться к принятию Рождества Христова, жертвы Христовой. И благодаря этой великой жертве и своим небольшим человеческим трудам и достигается Царствие Божие. Поэтому так и готовимся к предстоящему великому празднику Рождества Христова и пост 40-дневный соблюдаем.

Недавно мы праздновали в нашем Вознесенском приходе Рождество и по григорианскому календарю. Ведь среди членов семей наших прихожан есть католики и лютеране. Владыка митрополит вместе с епископами Александром и Иоанном служили у нас в этот день. Весь наш приход готовился к этому празднику, особенно наши «активисты». Чтобы все было красиво и благолепно, празднично.

Во время Рождественского поста нам нужно углубляться в тайну боговоплощения, потому что это самая великая тайна. Задача каждого человека в его земной жизни, чтобы он за отпущенное ему время смог бы потрудиться понять, почему Господу Богу нужно было приходить к нам и зачем Он приходил. Каковы последствия этого, какова наша ответственность, что мы должны приносить со своей стороны, чтобы Его пришествие для нас не осталось бесплодным, бесполезным. Чтобы то, ради чего Господь совершал этот труд любви и смирения, самоуничижения, было бы для нас спасительным.

Настолько глубока человеческая душа и настолько сложно наше стояние перед Богом, что нам нужно каждый год готовиться к Рождеству Христову. А приготовление к Пасхе еще более строгое. Так что можно считать, что мы — по крайней мере раза два в год — совершаем труд приготовления, углубления в спасительные для нас тайны Божии.

В это рождественское время мы друг другу должны желать мира, радости, углубиться в это великую тайну пришествия в мир Спасителя и пытаться последовать этой божественной истине. И это нам даст и мир, и радость примирения с Богом и людьми. Мы не в мире с собой и с Богом, поэтому и враждуем между собой.

— А как противостоять сегодняшнему миру, полному сложностей и зла?

— У нас у каждого свой мир. Душа человеческая — целый мир, большой, почти бесконечный. Нужно его возделывать — и тогда это перевесит все трудности, зло и беды окружающего бытия. Если все люди будут стремиться к миру с Богом и ближними, то и на Земле наступит мир.

Наталья ЛЕБЕДЕВА.


Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].


Comments are disabled for this post