С вещами на выход: минкульт выгоняет историка моды Александра Васильева

«Сумасшедшие деньги!»

Свою уникальную коллекцию Александр Васильев собирал более 35 лет, в настоящее время она насчитывает примерно полмиллиона экспонатов; часть ее хранится в фондах Национального музея декоративного и прикладного искусства в Вильнюсе. Целый этаж этого здания XVI века отведен под тематические экспозиции, посмотреть которые ежемесячно приходят пять–шесть тысяч человек (рекордная цифра для маленького Вильнюса; если же считать 12 месяцев в году и по 5 евро за входной билет, то, как говаривал классик, «сумасшедшие деньги!»).

А теперь — самое главное: за проведение своих выставок Васильев не берет с литовского музея ни копейки. Все они проводятся «по бартеру» в обмен за возможность так же бесплатно хранить коллекцию в музейных фондах. Это предусматривалось контрактом № V.9–92 от 17 октября 2014 г., заключенным «Фондом Александра Васильева» и тогдашним руководством Художественного музея, который действовал до недавнего времени.

С вещами на выход

Несколько лет назад руководство музея предложило Александру Васильеву сделать перепись своих экспонатов — для постановки на учет на временное хранение в Музее декоративного и прикладного искусства. Для этого был создан англоязычный интернет–портал «Фонда Александра Васильева», на котором можно не только ознакомиться с выставочной, научной, реставрационной и учебной деятельностью, но также посмотреть учетные карточки более чем 6 тыс. объектов хранения. Однако это лишь малая часть коллекции, а завершение ее переписи может занять не один год…

Тем не менее в нынешнем году литовский минкульт ни с того ни с сего провел в музее «внутренний аудит», выводы которого однозначно гласят, что коллекция хранится там незаконно и что хранение не отвечает установленным государством требованиям депонирования культурных ценностей.

Так, коллекция не только не описана, но и не передана в полное распоряжение музея (что в конечном итоге лишает ее истинного владельца возможности доступа к ней!).

Руководство музея уже заявило о расторжении «бартерного» контракта — и предложило освободить помещения от бальных платьев haute couture, вееров и горжеток до конца октября с. г. Также настоятельно предложено досрочно (к 31 декабря 2020 г.) свернуть выставочную деятельность.

Пять веков — это не срок

Переезд коллекции в любое другое помещение (например, в вильнюсское поместье Васильева), не обладающее к тому же специфическими климатическими условиями, сигнализацией и охраной, лишь повредит сохранности предметов, которые владелец планирует завещать и передать Литве.

«Литва — моя вторая родина», — говорит Александр, которого с Вильнюсом связывают пять веков истории (предки его матери, польские шляхтичи Гулевичи, еще в XVI веке нанялись в услужение к великому литовскому князю; в пригороде Вильнюса находится родовое имение, которое Васильев получил по литовскому закону о реституции).

«Я реально планировал создать в Литве вначале частный, а потом и государственный музей моды — самый большой в странах Балтии. В создание этого проекта были вложены большие финансовые средства — причем не только на приобретение предметов, но и на их реставрацию и консервацию. Я награжден орденами Латвии, Франции, других государств — и я надеялся, что и родная мне Литва будет великодушной, не выгонит фонд из музея, что она поможет мне популяризировать эту уникальную во всем мире коллекцию, изучит ее каталог и будет содействовать ее комплектации».

Но не судьба… Может, Рига примет литовского изгнанника?

Владимир ВОДО, Вильнюс.

Фото Гинтаре Григенайте.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV!
Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook!
И читайте главные новости о Латвии и мире!


Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].


Comments are disabled for this post